0
6072
Газета Стиль жизни Печатная версия

27.03.2024 17:54:00

Звук лопнувшей струны

От ковра-самолета к вишневому саду

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: причерноморские степи, новороссия, донбасс, шахты, промышленность, русское предпринимательство, история, савва мамонтов, виктор васнецов, антон чехов

On-Line версия

причерноморские степи, новороссия, донбасс, шахты, промышленность, русское предпринимательство, история, савва мамонтов, виктор васнецов, антон чехов Не просто сказочные царевны, а олицетворение богатых донбасских недр. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. ГТГ

До конца XIX века причерноморские степи представляли собой скорее белое пятно на карте литературы – хотя бы в силу пустынности края. Единственным исключением был роман Григория Данилевского «Беглые в Новороссии», название которого намекало на особенность тех земель – редкое население. Но безлюдье долго не продлилось. Открытие залежей каменного угля, близость к портам на Днепре и Азовском и Черном морях, наличие по соседству Криворожского железорудного бассейна, плодородные черноземные почвы сделали свое дело: началось массовое переселение в Новороссию как следствие промышленного роста. Одна за другой возникали угольные шахты, росли металлургические заводы, строились железные дороги – главные транспортные артерии. В короткий срок сколачивались огромные состояния. Промышленники, получавшие порой шальные деньги, не знали на что их тратить. Но просто прокутить их было уже неприлично, и даже неграмотные купчины старались поэтому сделать нечто либо богоугодное, либо угодное человеку.

Савва Мамонтов, выходец из старинной купеческой семьи, в 1876 году выиграл концессию на строительство Донецкой каменноугольной дороги, связавшей район шахт и сталелитейных заводов с портом в Мариуполе. Проект оказался прибыльным, и Мамонтов – известный меценат живописи – заказал начинающему художнику Виктору Васнецову три картины для кабинета правления дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Мамонтов угадал в Васнецове могучий талант и повернул направление его творчества от бытового реализма к историко-мифологическим картинам, которыми художник и прославился.

Первая картина написана по мотивам русской народной сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое». Васнецов исходя из специфики заказчика изменил сюжет и наряду с Золотой царевной ввел двух, им самим придуманных персонажей – царевну Драгоценных камней и, главное, царевну Каменного угля. Такой пиар горнорудной промышленности, говоря современным языком, получился удачным и не выглядит нарочитым или неуместным. Более того, царевна Каменного угля в черном платье является центром композиции и выделяется на фоне других, особенно на втором варианте картины, написанном по заказу киевского сахарозаводчика Ивана Терещенко, также видного коллекционера, который непременно хотел иметь в своей собственности это произведение. Казалось бы, что может быть прозаичнее и непоэтичнее каменного угля? Само его отражение в художественном творчестве предполагало изображение шахтера с киркой в темной шахте, измученного непосильным трудом. По такому пути пошел бы любой европейский художник того времени. Но Васнецов, как мы видим, нашел свежее и неожиданное решение для темы. Золото и драгоценные камни намекали на природные богатства Урала и Сибири. От картины оставался уже один шаг до сказок Павла Бажова о Хозяйке Медной горы, своеобразного мифотворчества советского времени по мотивам уральской горнозаводской жизни.

«Битва скифов со славянами» была задумана как дань прошлому донецких степей. Сюжет несколько надуман, достоверных сведений о таковых сражениях до нас не дошло, но Мамонтову льстила мысль о том, что знаменитые скифы в остроконечных шапках когда-то кочевали по этим землям. Так что блоковские «Скифы» имели за собой традицию, как и «Скифская сюита» уроженца Донбасса Сергея Прокофьева (наверное, самого великого из деятелей культуры, появившихся в эпоху расцвета Новороссии, сына управляющего поместьем).

12-16-2480.jpg
Возможно, и чеховский вишневый сад
вырубали в тех же краях. 
Кадр из фильма «Сад». 2008
Но самым знаменитым произведением из донецкой серии стала картина «Ковер-самолет» по мотивам русских сказок. Мамонтов и Васнецов решили, что картина должна выражать свободное движение, отражение победной поступи русского предпринимательства, берущего одну высоту за другой. Одновременно картина олицетворяла технический прогресс в Донбассе, могучий взлет пустынного прежде края. В названии угадывался и намек на волжскую пароходную компанию «Самолет». Но аллегория шла дальше: через 20 лет взлетел самолет братьев Райт, и картина отражала тоску человека по свободному полету, до которого оставалось уже недолго. Что важно и что дошло до нашего времени – от этого ковра пошло название летательного аппарата, заменившее корявый латинизм «аэроплан».

Самое забавное, что члены правления Донецкой железной дороги сочли триптих слишком легкомысленным для серьезного заведения. Картины в итоге забрал себе Савва Мамонтов, и они живут самостоятельной жизнью, уже не связанной с углем и рельсами, и мало кто помнит о подоплеке их написания.

Разговор о Донбассе и Васнецове будет неполным, если не сказать еще про одну картину, созданную одновременно с вышеупомянутыми. Этого никто не замечает, но место действия прославленного полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами» (на сюжет «Слова о полку Игореве») тоже находится там же, у Северского Донца и Оскола. Очень может быть, что заказ Мамонтова подтолкнул и к ее написанию.

Не только железные дороги и уголь прославили Донбасс. Действие чеховской повести «Степь» разворачивается в новороссийских степях. Один из ее героев – «неуловимый, таинственный Варламов», который «имеет несколько десятков тысяч десятин земли, около сотни тысяч овец и очень много денег». Причерноморские степи еще служили местом разведения овец-мериносов, но их выпасы уже теснили поля зерновых («за тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы»). К 1914 году шерстное овцеводство почти исчезло из Приазовья. Потому Варламов диверсифицирует свое дело – и земледелие, и скотоводство.

Побывал в Донецке – тогда Юзовке – и молодой Александр Куприн, написавший один из первых «производственных романов» в русской литературе: повесть «Молох», по впечатлениям от посещения Юзовского металлургического завода. Туда же в Юзовку, «на холеру», ездил студент-медик Викентий Смидович, вернувшийся писателем Вересаевым с очерками «Подземное царство» и повестью «Без дороги». Куприн с Вересаевым заигрывали с общественным мнением и потому «капитализм» критиковали, в Донбассе они видели не инвестиции и прогресс, а эксплуатацию, невежество и сифилис.

Яркий портрет Новороссии перед революцией дает писатель Валентин Катаев: «Вообще говоря, по сравнению с Одессой Екатеринослав в техническом отношении был городом более передовым: электрические звонки, телефоны, электрическое освещение в домах и на улице, даже электрический трамвай, нарядные открытые вагончики которого бегали вверх и вниз по главному бульвару города, рассыпая синие электрические искры и наполняя все вокруг звоном и виолончельными звуками проводов. Это объяснялось близостью Екатеринослава к Донецкому бассейну с его сказочными богатствами: каменноугольными шахтами, рудниками, чугунолитейными и вагоностроительными заводами, иностранными концессиями, банками, всяческими торгово-промышленными предприятиями с главным центром в Екатеринославе, который из обыкновенного губернского города вдруг превратился чуть ли не в Клондайк, где можно было загребать золото лопатами». Напомним, что Одесса была четвертым по населению городом России, ее важнейшим коммерческим портом, и то, что Екатеринослав ее обгонял по роскоши и благоустройству, свидетельствует о многом.

Как видим, столицей Донбасса тогда считался Екатеринослав, а вовсе не Юзовка или Луганск. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой столицей являлся Харьков, где заседали Совет горнопромышленников Юга России, Алексеевское горнопромышленное общество, трест «Продуголь» и др. В Харьков, кстати, везли ягоду из чеховского вишневого сада. И в Харькове живет зимой Лопахин. А помещик Симеонов-Пищик хвастал: «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь,- железная дорога по моей земле прошла, и... мне заплатили». Он внезапно разбогател, когда «приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину… Сдал им участок с глиной на двадцать четыре года...» Города Часов Яр и Красногоровка как раз возникли при заводах огнеупорных глин дореволюционного времени. Англичане являлись основными иностранными инвесторами на Донбассе, по фамилии Юза и названа Юзовка. Знаменитый звук «лопнувшей струны» Лопахин поясняет так: «Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья». В центральной России никаких шахт не имелось. Так что моя версия, что вишневый сад находился в Донбассе, думаю, обоснованная. Благо что Чехов, как уроженец Таганрога, считался местным. 

Конечно, Чехов создавал обобщенный образ русского поместья, вне точной географической привязки. Раневская упоминает «холодную зиму», Епиходов жалуется на заморозки. Имена у героев из простонародья великорусские – Ермолай, Дуняша, Яша, Фирс (хотя великороссов в Приазовье хватало, начиная с семьи самого Чехова). Крепостное право, о котором часто вспоминают в пьесе, было мало распространенно в Новороссии. Поэтому точнее будет сказать, что в «Вишневом саде» отразились впечатления Чехова не только от жизни в Мелихово, но и от посещения им южнорусских селений


Читайте также


Участник расследования гибели малайзийского самолета стал премьером Нидерландов

Участник расследования гибели малайзийского самолета стал премьером Нидерландов

Данила Моисеев

Ультраправые сумели найти компромиссную фигуру на должность главы кабинета министров

0
2120
Лукашенко взялся за топор

Лукашенко взялся за топор

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии разобрался с проблемами ВПК и информационными войнами

0
2567
Константин Ремчуков. У США нет данных о поставке Китаем оружия и военной техники России или подготовке к его отправке

Константин Ремчуков. У США нет данных о поставке Китаем оружия и военной техники России или подготовке к его отправке

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 27.05.24

0
3129
Насколько немецкие политики осознают ответственность за будущее собственной страны

Насколько немецкие политики осознают ответственность за будущее собственной страны

Олег Никифоров

Скептический юбилей

0
4576

Другие новости